Как в Крыму прошел День защиты прав человекаМеждународный день прав человека в «российском» Крыму ознаменовался провокациями и запретами. Активисты и общественники не смогли получить разрешение от властей Симферополя на проведение тематических мероприятий, а сотрудники правоохранительных органов оцепили центральную площадь города во избежание митингов и акций протеста. Завершился день скандалом на пресс-конференции представителей Комитета по защите прав крымскотатарского народа, которых неизвестные облили зеленкой.
Отмечаемый ежегодно Международный день прав человека в «российском» Крыму провести не удалось. Напомним, все предыдущие годы 10 декабря на площади Ленина в Симферополе по инициативе Меджлиса крымскотатарского народа собиралась общественность. В ходе мирной акции ее участники высказывали свои мнения о соблюдении прав человека в Крыму и Украине, а также принимали резолюцию, в которой просили власти и международные организации обратить внимание на наиболее проблемные вопросы.
ОМОН, ДПС и металлическая рамкаВ этом году инициатором проведения мероприятий выступил Комитет по защите прав крымскотатарского народа. Его координаторы, в числе которых ряд членов Меджлиса, заранее уведомили власти Симферополя о своей инициативе. Организаторы планировали провести конкурс рисунка на асфальте, фотовыставку о правозащитной деятельности крымскотатарского национального движения и конференцию по правам человека в Крыму. Однако городские власти отказали им в этом. После чего комитет уведомил администрацию Симферополя о проведении 10 декабря пикета в связи с отказом давать согласие на проведение указанных мероприятий. Но и в этом случае инициаторам акции отказали. В ответе мэрии сообщается, что, в соответствии с распоряжением главы администрации Симферополя о праздновании Нового года и Рождества Христова, на площади Ленина в период с 1 декабря 2014 года по 7 января 2015 года предусмотрены праздничные мероприятия. В горадминистрации предложили провести пикет в парке им. Гагарина, прежде отправив соответствующее уведомление.
В течение всего дня и до позднего вечера 9 декабря организаторы вели переговоры с властями Симферополя о выборе места проведения пикета. Обсуждались такие места, как площадь перед крымским парламентом, площадь Советская, парк Шевченко и территория возле Дворца культуры профсоюзов. Но в администрации отказали – теперь под предлогом «подачи уведомления в не установленные сроки».
Таким образом, впервые за последние десятилетия в Симферополе так и не смогли провести митинг по случаю Международного дня прав человека.
Более того, во избежание каких-либо попыток организаторов собраться в центре крымской столицы, с самого утра вооруженные сотрудники правоохранительных органов оцепили по периметру площадь Ленина. Подъезды к территории перекрыли работники ДПС. Пройти через площадь можно было только через рамку металлоискателя.
Попытки журналистов зафиксировать происходящее, как правило, наталкивались на требования спецподразделения ОМОН удалить отснятый материал. Чем были вызваны столь повышенные меры безопасности в центре Симферополя – в МВД Крыма комментировать не стали.
Отметим, что 1 декабря на площади Ленина беспрепятственно прошел митинг в поддержку визита президента России Владимир Путина в Турцию. Тогда инициатором выступило общественное движение «Къырым», которое представляют вице-спикер «госсовета» Ремзи Ильясов, вице-мэр Симферополя Тейфук Гафаров и глава госкомнаца Заур Смирнов.
«Слежка и прослушивание телефонов»Представители Комитета по защите прав крымскотатарского народа считают, что местные власти действуют избирательно, когда одним дают разрешение на проведение мероприятий в центре города, а другим – отказывают.
«К сожалению, в Крыму патологически боятся слов «права человека» Власти боятся акций, посвященных правам человека, конференций, фотовыставок, детских рисунков, пикетов», – заявил на пресс-конференции координатор комитета, член Меджлиса Эскендер Бариев.
По мнению другого координатора комитетаСинавера Кадырова, власти своими действиями ущемляют права человека, нарушают международное право, конституцию и законодательство Российской Федерации. Он акцентировал внимание на том, что орган исполнительной власти в случае с проведением пикета 10 декабря нарушил требования закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». В частности, представителей комитета возмутило то, что местная власть самостоятельно определила, где проводить публичное мероприятие, хотя, как подчеркивают координаторы, это не входит в ее компетенцию.
«Основа толерантности в обществе – правовая культура общества. Мы все должны быть заинтересованы в том, чтобы не допустить вопиющего произвола со стороны властей», – отметил Кадыров.
Кроме того, участники пресс-конференции обратили внимание на то, что накануне в одно из симферопольских кафе, где в тот момент находились координаторы комитета, пожаловали сотрудники прокуратуры, ФСБ и МВД. Координаторам зачитали предостережение о запрете на проведение митингов 10 декабря. Представители организации пришли к выводу о том, что за ними ведется слежка, а их телефоны прослушиваются – этим, по их мнению, и объясняется внезапное появление правоохранителей в заведении.
Представители комитета заверили, что они будут продолжать свою работу над тем, чтобы «не только крымские татары, но и все жители могли свободно проводить ту или иную акцию или мероприятие, где могли бы заявить о тех нарушениях, которые происходят в Крыму».
«Ты на это государство начал работать, иди работай там!»Пресс-конференция, собравшая большое количество журналистов в помещении симферопольского регионального меджлиса, не обошлась без скандала. В ходе ее проведения один из присутствующих, представившийся Эйвазом Умеровым, стал высказывать претензии по адресу участников пресс-конференции: «В чем проблема, в чем дискриминация? Вы высасываете из пальца».
Координаторы комитета предложили позже ответить на вопрос Умерова, однако тот не успокоился, перейдя на крик:
– Крымскотатарский народ, когда обижали при Украине, сносили пикеты, сажали в тюрьмы, где вы были?! Я вас знаю не первый год, но вы постоянно высасываете крымскотатарскую проблему из пальца. Когда это кончится?!
– Все вопросы потом, – вмешался в перепалку находившийся рядом член Ревизионной комиссии Курултая крымскотатарского народа Куртсеит Абдуллаев.
– Где ваш электорат, кто вы вообще?! Здесь журналистов больше, чем ваших представителей, – негодовал Умеров, обращаясь к Бариеву.
– Эйваз, успокойся, – кричал ему в ответ Абдуллаев. – Ты на это государство начал работать, иди работай там!
– Я буду там работать! – заявил оппонент.
В этот момент один из молодых людей, находившихся позади участников пресс-конференции, подошел к столу и облил сидевших там зеленкой. После этого неизвестный спешно покинул помещение. Аналогичным образом хотел поступить еще один присутствующий, но его попытку пресек мужчина, стоявший рядом. Позже потенциального нарушителя отпустили.
По словам Бариева, неизвестные, устроившие провокацию, «имеют прямое отношение к вице-премьеру Крыма Руслану Бальбеку», а Эйваз Умеров, по словам координатора, претендует на должность вице-мэра Судака.
«Были грачевские татары, януковичские, теперь появились аксеновские», – добавил другой координатор комитета, член МеджлисаАбмеджит Сулейманов, также пострадавший от действий неизвестного.
При этом Бариев заявил, что если с координаторами комитета что-то случится, то «ответственность будет лежать на тех людях, которые устроили этот цирк, и на хозяевах, которые их сюда направили».
Позже на место инцидента прибыли сотрудники полиции. Они заверили журналистов, что примут от пострадавших заявления с показаниями о случившемся.
Руслан Бальбек не комментировал конфликт, произошедший 10 декабря на пресс-конференции.
Политическое давление на активистов будет усиливатьсяВо второй половине дня состоялось заседание Меджлиса. Журналисты, пришедшие в помещение на улице Чехова, 20, в назначенное время, застали на месте сотрудников полиции. Они все еще составляли протокол по инциденту с зеленкой. В это время члены представительного органа ожидали завершения следственных мероприятий на улице. Отметим, что работники российской полиции продолжали дежурить возле входа в здание вплоть до завершения заседания. «Во избежание возможных провокационных действий», – пояснили они.
Заседание открыл заместитель председателя Меджлиса Нариман Джелял. Фактически исполняющий обязанности председателя Ахтем Чийгоз находился на допросе в Следственном комитете Российской Федерации. Не смог присутствовать на заседании и еще один член Меджлиса, предприниматель Садых Табах, поскольку в тот момент был вызван в прокуратуру Крыма. Напомним, на прошлой неделе на принадлежащее ему предприятие нагрянула проверка в составе представителей прокуратуры, ФСБ, МЧС и санитарно-эпидемиологического контроля.
В зале также находились координаторы Комитета по защите прав крымскотатарского народа, несколькими часами ранее пострадавшие от действий неизвестного злоумышленника. На их одежде и волосах все еще виднелись следы зеленки, которой их облили.
Кворума, необходимого для принятия решений, не набиралось – не хватало одного человека. Некоторые члены Меджлиса, проживающие в Херсоне, физически не могли присутствовать в Симферополе. Связь с недостающими представителями решили держать в телефонном режиме.
С большим опозданием на заседание прибыл Ахтем Чийгоз. Он рассказал собравшимся, что в Следственный комитет его вызывали в качестве свидетеля по уголовному делу «3 мая», связанному со встречей лидера крымских татар Мустафы Джемилева в Армянске. Правоохранители классифицируют это дело как «организация беспорядков на границе». Допрос длился более часа.
«В частности, выяснялись мотивы и обстоятельства моего там пребывания и моих личных действий», – рассказал Чийгоз в комментарии Крым.Реалии – Я сказал, что Меджлис всегда призывал народ к ненасильственным методам борьбы за свои права. Поэтому никаких претензий к организации, избранной самим народом, нет. Хотя нам и пытаются «пришить» сегодня «экстремизм».
Заместитель председателя передал членам Меджлиса приветствие от Мустафы Джемилева, вместе с которым принимал участие в недавней встрече с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом. Рассуждая о взаимоотношениях представительного органа крымских татар с российской властью Крыма, Чийгоз высказал предположение, что политическое давление на активистов Меджлиса будет усиливаться и дальше.
«Социально-экономическое положение Крыма все хуже и хуже. Они (власти. – Прим. ред) будут выставлять борьбу с Меджлисом как единственное оружие в попытке удержаться у власти в Крыму», – сказал он. – Для нас удивительно, что власти всячески избегают диалога с представительным органом крымскотатарского народа, пытаются создать ему альтернативные структуры, которые народ не воспринимает».
Речь во время заседания пошла и о предстоящем созыве Курултая крымскотатарского народа. «В составе Меджлиса должны быть перемены. И кроме Курултая, у нас нет механизма внести эти изменения», – подчеркнул Чийгоз. Он призвал коллег активнее встречаться и общаться с делегатами Курултая, узнавать их мнение о текущей обстановке, выяснять их ожидания от деятельности структур национального самоуправления.
Потребовали от России соблюдения прав человека в КрымуОдним из документов, принятых по итогам заседания, стало заявление Меджлиса крымскотатарского народа по случаю Дня защиты прав человека.
«В Крыму впервые за последние десятилетия действующей властью запрещено проведение массовых мероприятий в честь Дня прав человека, провозглашенного Генеральной Ассамблеей ООН и приуроченного к 10 декабря – дню принятия Всеобщей декларации прав человека», – говорится в тексте заявления.
В документе указывается, что, с учетом состояния прав человека в Крыму, Меджлис принял решение по активизации гражданского общества в сфере защиты прав.
«Меджлис крымскотатарского народа разделяет заявление Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна, опубликованное им в связи с Днем прав человека, возлагающего всю ответственность за соблюдение прав человека на государства и их правительства», – отмечают авторы заявления.
В заключение представительный орган крымскотатарского народа поздравил всех соотечественников с Днем прав человека и призвал каждого «к объединению усилий в создании в Крыму условий, гарантирующих соблюдение прав человека и прав коренного крымскотатарского народа».
Еще одним документом, утвержденным на заседании, стало обращение Меджлиса в связи с нарушениями прав человека и крымскотатарского народа в Крыму. Обсуждение этого документа вызвало бурные дискуссии, связанные с употреблением некоторым терминов, к примеру, слова «аннексия», а также упоминания самоназвания крымских татар – крымцы.
В итоге текст обращения гласит: «С момента аннексии территории Крыма Российской Федерацией со стороны официальных органов власти, должностных лиц, поддерживаемых властью незаконных вооруженных формирований, неизвестных лиц были осуществлены многочисленные правонарушения в отношении крымских татар (крымцев), их объединений, представительного органа – Меджлиса».
В документе перечислены примеры подобных правонарушений, такие, например, как запрет на въезд в Крым политическим и общественным деятелям крымскотатарского народа; судебные преследования более ста крымских татар, завершившиеся предвзятыми решениями судов и назначением крупных денежных штрафов, а также аресты за участие в мирных политических акциях; обыски в религиозных и образовательных учреждениях; многочисленные, грубые по своей форме обыски в домах крымских татар; выборочные проверки предприятий и заведений предпринимателей-крымских татар; предвзятое отношение к крымскотатарским СМИ, особенно, к газете «Авдет» и первому крымскотатарскому телеканалу ATR; отказ в праве на проведение в установленном законом порядке мирных акций и собраний.
«Несмотря на пристальное внимание общества, отсутствуют или скрываются какие-либо результаты расследования исчезновений, похищений и убийств крымских татар в Крыму», – отмечают авторы обращения.
Ответственность за безопасность жителей Крыма, соблюдение прав человека и прав крымскотатарского народа, а также за их нарушение Меджлис возлагает на правительство и иные официальные органы Российской Федерации, «которые на данный момент осуществляют фактическое управление территорией Крыма».
Меджлис крымскотатарского народа также выступил с требованием обеспечить соблюдение прав и свобод человека и гражданина на территории Крыма, независимо от национальной и религиозной принадлежности, политических убеждений и гражданства; обеспечить свободную в рамках действующего законодательства деятельность крымскотатарских общественных и политических объединений, а также не допускать выборочного и предвзятого отношения официальных органов власти, должностных лиц к отдельным представителям крымскотатарского народа, их объединениям, представительным органам крымскотатарского народа – Курултаю и Меджлису.
«История с зеленкой – демонстрация истерики»Глава Меджлиса Рефат Чубаров, которому, как известно, запрещен въезд на территорию полуострова сроком на пять лет, комментируя действия крымских властей и представители правоохранительных органов в день прав человека, заявил, что «весь алгоритм развития международных событий свидетельствует о неотвратимости плачевного конца для всех тех, кто переступил элементарные принципы мирного сосуществования со своими соседями».
«Недалек тот час, когда на скамье подсудимых специального международного трибунала мы увидим (также впервые) некоторые знакомые нам крымские обличья…», – написал Чубаров на свей странице в Facebook.
Крымский политолог Владимир Егоров, комментируя события 10 декабря в Симферополе, отметил, что «на оккупированной территории говорить о правах человека, соблюдении законов и так далее вообще не приходится».
«Сам факт оккупации – уже нарушение всех прав проживающих там граждан и международных норм. Поэтому не удивительно, что местная власть продолжает таким образом исполнять волю своего кремлевского хозяина. Их цель – показать, что ни о каком соблюдении прав в Крыму речи не идет и быть не может», – сказал Егоров.
По его словам, «история с зеленкой – прямая демонстрация слабости и истерики, которую проявляют крымские татары, перешедшие в услужение к оккупантам». Егоров считает, что спровоцировать Меджлис и его сторонников на открытое противостояние оппонентам не удается, как и «переманить крымскотатарский народ на свою сторону».
Источник