«Горькая пилюля» МВФ - анализ профессора Оттавского университета
Сразу после изгнания Януковича, Уолл-стрит и МВФ вместе с Министерством Финансов США и Европейской комиссией в Брюсселе озвучили условия для прямого поглощения денежной системы страны.За протестными событиями Евромайдана, приведших к «изменению режима» и формированию временного правительства, последовали кадровые чистки в ключевых министерствах и правительственных органах.
На смену Председателя Национального банка Украины (НБУ) Игорю Соркину, уволенного 25 февраля, пришел Степан Кубив.
Степан Кубив является членом парламента от правой партии «Батькивщина» (основанной Юлий Тимошенко в 1999 г.), фракции в Верховной Раде в правительстве Арсения Яценюка, исполняющего обязанности премьер-министра. Степан Кубив ранее возглавлял банк «Кредобанк», представленный 130 филиалами в Украине, большая часть уставного капитала которого имеет европейское происхождение.
Кубив – не простой управляющий банка. Он был одним из первых полевых «командиров» Евромайдана наряду с Андреем Парубием, соучредителем неонацистской Социал-национальной партии Украины (впоследствии переименованной в партию «Свобода»), и Дмитрием Ярошем, лидером «коричневорубашечников» из Правого Сектора, который в настоящее время также имеет статус политической партии.
Кубив был на Майдане среди протестующих 18 февраля, в тот самый момент, когда вооруженные бандиты из Правого Сектора под руководством Дмитрия Яроша штурмовали здание парламента. Через несколько дней, после создания временного правительства, Степан Кубив был назначен ответственным за переговоры с Уолл-стрит и МВФ.
Новый министр финансов Александр Шлапак – закадычный друг ставленника МВФ Виктора Ющенко, который стал президентом после «оранжевой революции» 2004 года. Шлапак занимал ключевые позиции в президентской администрации Ющенко, а также в Национальном банке Украины (НБУ). После поражения Ющенко в 2010 году Александр Шлапак на правах вице-президента присоединился к зарегистрированной на Бермудских островах теневой оффшорной финансовой организации IMG International Ltd. (IMG). Компания IMG с офисом в Гамильтоне на Бермудах специализируется на «кэптивном страховании», перестраховании и «передачи рисков».
Министр финансов Александр Шлапак работает в тесном сотрудничестве с Павлом Шереметой, новым министром экономического развития и торговли. Данный министр сразу же после своего назначения призвал к «полной и всесторонней отмене государственного контроля», призывая к немедленному устранению субсидий на топливо, энергию и основные продовольственные товары, что потребовал МВФ в ходе предыдущих переговоров
Другая ключевая ротация – назначение Игоря Швайки, члена партии «Свобода», на должность министра аграрной политики и продовольствия. Данное министерство не только отвечает за аграрный сектор, но также решает вопросы, касающихся субсидий и цен на основные продукты питания.
Новый кабмин заявил, что страна готова к социально «болезненным», но необходимым реформам. В декабре 2013 года уже рассматривалась соглашение на получение 20 миллиардов долларов от МВФ, наряду со спорным Соглашением об ассоциации между Украиной и ЕС. Однако Янукович решил отказаться от сделки.
Другие жесткие требования Международного валютного фонда включают сокращение пенсий, государственной занятости и проведение приватизации (т.е. поглощения западными корпорациями) государственных средств и имущества. Поэтому вполне вероятно, что самое последнее соглашение с МВФ, в настоящее время находящееся в стадии переговоров, будет снова включать в себя крупные сокращения газовых субсидий, пенсий, правительственных рабочих мест, а также другие сокращения социальных статей расходов в Украине».
Экономическая капитуляция: безоговорочное принятие требований МВФ прозападным марионеточным правительствомПеред проведением переговоров о проекте соглашения с МВФ Яценюк призвал к безусловному принятию пакета помощи: «У нас нет другого выбора, кроме как принять предложение МВФ». Как сообщило информационное агентство «Голос России» от 21 марта 2014 г., Яценюк дал понять, что Украина «примет любое предложение, сделанное МВФ и ЕС».
Соглашаясь на условия МВФ, Яценюк отлично понимал, что предложенные реформы приведут к резкому обнищанию миллионов людей, включая тех, кто протестовал на Майдане. Точный срок для осуществления «шоковой терапии» еще не установлен. По всей вероятности, власть попытается отложить жесткие социальные последствия макроэкономических реформ до окончания президентских выборов 25 мая (если таковые пройдут).
Текст соглашения с МВФ наверняка будет подробным и конкретным, особенно в положениях, касающихся государственных активов, предназначенных для приватизации. По мнению информационного агентства Bloomberg, Генри Киссинджер и Кондолиза Райс находятся среди ключевых лиц США, которые неофициально работают в тандеме с МВФ и правительством Киева по согласованию с Белым домом и Конгрессом США.
Миссия МВФ в КиевеСразу же после назначения нового министра финансов и главы НБУ исполнительному директору МВФ был отправлен запрос. Миссия МВФ во главе с директором Европейского департамента Резом Могадамом была срочно направлена в Киев:
«Решимость руководства страны, чувство ответственности и настроенность на проведение экономических реформ и обеспечения прозрачности произвели на меня впечатление. МВФ готов оказать помощь народу Украины и поддержать экономическую программу правительства». (Из официального заявления директора Европейского департамента МВФ Реза Могадама по поводу его визита в Украину).
Через неделю, 12 марта, директор-распорядитель МВФ Кристин Лагард встретилась с исполняющим обязанности премьер-министра Украины Арсением Яценюком в штаб-квартире Фонда в Вашингтоне. Лагард подтвердила намерения МВФ:
«…чтобы поставить Украину на путь рационального экономического управления и устойчивого роста, одновременно защищая уязвимые слои населения… Мы заинтересованы в том, чтобы помочь Украине на пути к экономической стабильности и процветанию». (Из официального заявления директора-распорядителя МВФ Кристин Лагард об Украине).
Данное заявление — лицемерная риторика. На самом деле МВФ не владеет «рациональным экономическим управлением», как и не защищает уязвимых. Рекомендации Фонда приводят к обнищанию целых народов, обеспечивая при этом «процветание» малочисленной коррумпированной и зависимой политической и экономической элите.
Однако за риторикой Фонда скрывается ряд связанных между собой прагматичных целей в денежно-кредитной сфере:
1) упрощение процедуры взимания долгов и процентов по ним, и в то же время сохранение государственного долга и усиление контроля внешних кредиторов;
2) осуществление от имени внешних кредиторов полный контроль над денежно-кредитной политикой страны, ее финансовых и бюджетных структур;
3) пересмотр социальных программ, трудового законодательства, закона о минимальной заработной плате в соответствии с интересами западного капитала;
4) дерегулирование внешней торговли и инвестиционной политики, включая финансовые услуги и права на интеллектуальную собственность;
5) приватизация ключевых секторов экономики посредством продажи общественных активов иностранным корпорациям;
6) поглощению иностранным капиталом (включая активы в результате сделок слияния и приобретения) отдельных частных украинских корпораций;
7) отмена госконтроля валютного рынка.
Хотя приватизация обеспечивает передачу государственных активов в руки иностранных инвесторов, программа МВФ в то же время содержит положения, направленные на дестабилизацию частных финансово-промышленных групп. Параллельный «разрушительный» план под названием «спин-офф», а также «программа банкротства» часто реализуются с целью инициирования ликвидации, закрытия или реструктуризации большого количества частных и государственных предприятий.
Так, в соответствии с подобным планом, внедренным в Южной Корее согласно антикризисному соглашению с МВФ в декабре 1997 года, произошло разделение нескольких мощных чеболей (южнокорейская форма финансово-промышленных групп) на компании, многие из которых затем были поглощены американскими, европейскими и японскими корпорациями. Большие банки, а также высокорентабельные сектора высокотехнологичной южнокорейской индустрии были переданы или распроданы по минимальным ценам западному капиталу (см. книгу Мишеля Чоссудовского «Глобализация бедности и новый мировой порядок», Global Research, Монреаль, 2003 г., глава 22).
Такие «программы банкротства» в конечном счете осуществляются с целью разрушения капитализма в отдельной стране. В случае Украины они выборочно затрагивают бизнес-интересы олигархов, предоставляя возможность для масштабного захвата частного сектора транснациональными корпорациями. Условия получения кредита от МВФ будут согласовываться с содержанием спорного Соглашения об ассоциации Украины и Европейского союза, которое правительство Януковича отказалось подписывать.
Растущая внешняя задолженность УкраиныВнешний долг Украины составляет порядка $ 140 млрд.
После консультаций с министерством финансов США и ЕС МВФ установил пакет помощи порядка 15 миллиардов долларов. Неуплаченный краткосрочный долг Украины составляет порядка 65 миллиардов долларов, что более чем в четыре раза превышает объем кредита, обещанный МВФ.
Валютные резервы Нацбанка буквально иссякли. В феврале, согласно данным НБУ, валютные резервы Украины составляли всего лишь 13,7 млрд. долл. США, специальные права заимствования (СДР) МВФ около 16,1 млн. долл. США, а золотовалютные резервы — 1,81 млрд. долл. США.
В рамках антикризисной программы МВФ — действующий от имени кредиторов США и ЕС – предоставляет деньги Украине, которые уже предназначены на оплату долгов. Деньги далее передаются кредиторам. Таким образом, данный кредит – фиктивная помощь. Ни один доллар из этих денег не попадет в Украину. Пакет помощи не предназначен для поддержки экономического роста. Как раз наоборот. Его главная цель состоит в том, чтобы собрать непогашенные краткосрочные обязательства, ускоряя дестабилизацию украинской экономики и финансовой системы.
Данная ситуация является прекрасной иллюстрацией главного принципа ростовщичества, когда кредитор приходит на помощь должнику: «Я не могу оплатить мои долги. Нет проблем, сын мой, я дам одолжу тебе деньги, и эти деньги ты используешь для возврата долга».
Спасательная веревка, брошенная Киеву МВФ и Евросоюзом, является в действительности цепью с ядром на ноге каторжного. Согласно оценкам Всемирного банка, внешний долг Украины увеличился в десять раз за последние десять лет и превышает 135 миллиардов долларов. По одним только процентам Украина должна выплачивать приблизительно 4,5 миллиарда долларов в год. Новые кредиты будут только способствовать увеличению внешнего долга, таким образом вынуждая Киев к еще большей «либерализации» экономики, продавая корпорациям активы, которые еще не приватизированы. (см. статью Манлио Динучи «Украина, «шоковая терапия» МВФ и экономическая война», Global Research, 21 марта 2014 г.)
Кредитное соглашение с МВФ не обеспечит приток денег в страну, так как они будут использоваться для оплаты непогашенных обязательств по обслуживанию долга кредиторам в ЕС и США. В связи с этим, по данным Банка международных расчетов (БМР), «европейские банки имеют совокупную непогашенную задолженность в Украине на сумму более чем 23 млрд. долл. (см. статью «Украина сталкивается с финансовой нестабильностью, но МВФ спешит на помощь», Spiegel Online, 28 февраля 2014 г.).
«Выгоды» от пакета МВФ УкраинеПо словам управляющего директора МВФ Кристин Лагард, антикризисные программы Фонда предназначена для решения проблемы бедности и социального неравенства. В действительности же то, к чему они приводят, это увеличение уровня задолженности, и фактически передача контроля за осуществлением макроэкономических реформ и валютной политики Бреттон-Вудским учреждениям, действующим от имени Уолл-стрит.
Антикризисный пакет помощи Украине будет включать наложение радикальных мер жесткой экономии, которые, по всей вероятности, усилят социальный хаос и экономическую дестабилизацию в стране. Это называется «кредитованием экономических программ», а по сути является предоставлением денег, предназначенных для возврата кредиторам, в обмен на «горькую пилюлю» МВФ в виде набора неолиберальных реформ в области экономической политики. «Краткосрочная боль для долгосрочной выгоды» – вот девиз Бреттон-Вудских учреждений, находящихся в Вашингтоне.
Выполнение условий получения кредита, включая радикальные меры жесткой экономии, приведет к колоссальному обнищанию украинского населения в стране, которая находится под опекой МВФ уже в течение более 20 лет. Хотя Майдан был подвержен манипуляциям, десятки тысяч людей искренне протестовали потому, что хотели новой жизни, потому, что их уровень жизни резко упал в результате неолиберальной политики, проводимой сменявшими друг друга правительствами, в том числе и президента Януковича.
Однако вряд ли они понимают, что протестное движение в Украине, поддержанное Уолл-стрит, Государственным Департаментом США и Национальным фондом поддержки демократии (NED), предназначалось для развития новой фазы экономического и социального разрушения.
Источник